Комплексное развитие аэропорта Южно-Сахалинска — один из ключевых проектов в обеспечении транспортной доступности островного региона. На рубеже десятилетий воздушная гавань должна получить новый аэровокзальный комплекс, а спустя непродолжительное время — и новую взлётно-посадочную полосу, позволяющую обслуживать без ограничений все типы воздушных судов. С этой инфраструктурой аэропорт будет готов побороться за трансферные потоки, используя своё удачное географическое положение. О том, как планы воплощаются в жизнь, чем и когда новый аэровокзальный комплекс порадует пассажиров и какие новейшие технологии применяются при проектировании и строительстве, корреспонденту «АвиаПорта» рассказал генеральный директор АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никита Полонский.
— Проект строительства нового пассажирского терминала миновал «экватор»: тепловой контур здания закрыт, можно вести работы внутри. Согласно существующим планам, когда ожидается достижение строительной готовности?
— Действительно, на сегодня мы полностью собрали металлический каркас, закрыли тепловой контур, завели все коммуникации и подвели электропитание. Сейчас монтируются внутренние перегородки, сети связи, коммуникации.
По нашим актуальным планам, строительной готовности новый терминал должен достичь в конце августа 2020 года. Ещё два месяца мы отводим себе на то, чтобы провести проверку и настройку всех систем, тонкую наладку процессов. Мы изучили опыт ведущих российских аэропортов, в частности Симферополя, Хабаровска, убедились, что запланированный нами срок на запуск, обучение персонала работе с новым оборудованием не является избыточным. Так что я надеюсь, что ещё до наступления 2021 года мы сможем перевести в новый терминал обслуживание всех пассажиров, в том числе международных линий.
Конечно, мы предусматриваем и резервный вариант. Мы не разрушим нынешний терминал и его технологические линии. Оставим их в работоспособном состоянии на полгода, чтобы в случае какого-то форс-мажора иметь возможность их запустить и обслуживать пассажиров в старом здании.
— На сдвижку сроков ввода терминала в эксплуатацию повлияли изменения в проекте аэровокзального комплекса. Чем была вызвана необходимость вносить эти поправки?
— За время, прошедшее с начала проектирования терминала, произошли определённые изменения и в нормативной базе, и в технологиях. У нас появилась необходимость актуализировать проект, привести его в соответствие с современными требованиями по транспортной безопасности. Мы воспользовались этим, внедрили решения, которые повысят удобство и для пассажиров, и для авиакомпаний.
Глобальные изменения касаются системы обработки багажа. Проектом предусмотрено применение самой современной автоматики и досмотрового оборудования, сертифицированного в Российской Федерации. Пересмотрены подходы к организации зон обслуживания пассажиров, внутренние площади расширены за счёт сужения площади ряда служебных помещений. Фактически с 9% до 15% увеличены площади, на которых разместятся зоны торговли, общественного питания, отдыха и развлечения пассажиров. Оптимизирована зона дьюти-фри, что даст возможность открыть магазин беспошлинной торговли на прилёте.
Также пассажиры оценят решение по полному остеклению посадочной галереи, ранее в проекте было предусмотрено лишь частичное остекление. Больше естественного света, возможность видеть воздушные суда на перроне — это повышает комфорт пассажиров перед вылетом. Навес мы также полностью выполним в стекле. Но это не дизайнерское решение, это требование жизни. Электроэнергия дорогая, а мы строим надолго и хотим снизить затраты в долгосрочной перспективе.
Ну и, пожалуй, самое дорогое и самое значимое для проекта изменение — внедрение комплекса «Умный дом», который управляет всеми инженерными системами: отопления, освещения, вентиляции. Кроме того, предусмотрена интеграция с системой контроля учёта доступа и другими системами. Получилась единая мощная платформа с огромными возможностями. Сложность в реализации этого проекта определяется тем, что каждый датчик, каждый исполнительный прибор нужно связать с «мозгом» системы, и именно эти связи нужно было запроектировать, а затем проложить в стенах, за потолочным пространством. Также, с учётом внедрения «Умного дома», мы переработали проектные решения по отоплению и вентиляции, чтобы система могла работать в автоматическом режиме. Это дорогая система, но я думаю, она отблагодарит своих создателей при эксплуатации, снизит расходы, повысит удобство пассажиров.
Пересмотр проекта вызвал сдвижку срока ввода терминала в эксплуатацию почти на год, но это полностью оправдано. Переделка проекта под выполнение обязательных требований, выдвигаемых госорганами, на этапе эксплуатации обошлась бы дороже. Лучше строить один раз, но хорошо, чем построить быстро и сразу начать переделывать.
— На Сахалине уже есть общественные здания и сооружения, где были бы применены принципы «Умного дома» в таком же масштабе, как планируется у вас?
— На Сахалине таких проектов пока нет. Конечно, есть частные домовладения, офисы продвинутых компаний. Крупных общественных зданий, более технически и технологически продвинутых, пока нет. Так что я очень надеюсь, что наш опыт как первопроходцев в этом направлении поможет землякам, потому что Дальний Восток — особый регион: здесь сочетаются и сейсмическая активность, и высокие снеговые и ветровые нагрузки, и особый режим влажности. Надеюсь, что и новые проекты в аэропортовой сфере в нашем регионе будут оснащаться не хуже, чем воздушная гавань Южно-Сахалинска.
— Основные решения, связанные с обеспечением заданной пропускной способности, сохранились? Количество стоек регистрации, телетрапов, лент выдачи багажа не менялось?
— Эти характеристики остались на прежнем уровне, так как были спроектированы с хорошим запасом. Нам удалось с помощью математического моделирования и рекомендаций наших коллег из аэропортовых холдингов выявить потенциально «узкое место» — в пропускной способности международного пункта пропуска. Предусмотренного первоначальным проектом количества кабин паспортного контроля было недостаточно для того, чтобы обеспечить комфортное время ожидания в очереди при максимальной нагрузке аэровокзала. Мы несколько переконфигурировали помещение, применили расстановку кабин в шахматном порядке. В итоге практически на том же фронте, лишь немного увеличив глубину помещения, предусмотрели 14 кабин вместо семи.
Также было принято решение внедрить киоски самостоятельной сдачи багажа. Теперь пассажиры, путешествующие с багажом, смогут зарегистрироваться полностью самостоятельно.
— Проектировщики предложили решение, согласно которому предполётный досмотр пассажиров внутренних и международных линий будет производиться раздельно. С чем это связано? Новые проекты всё чаще имеют единую зона досмотра...
— На этот счёт есть различные мнения. Мы знаем, что некоторые наши коллеги рассматривают это решение как один из способов снижения издержек. Но такое решение не учитывает нашу местную специфику. К примеру, у нас одновременно могут отправляться воздушные суда максимальной вместимости. Если мы параллельно обслуживаем вылет Boeing 767, отправляющийся за границу, а также пару-тройку внутрироссийских рейсов, то на маршруте пассажиров международных рейсов возникнет затор — таковы данные математического моделирования. В итоге мы могли получить дискомфорт для пассажиров. Считаю это неприемлемым!
— Эксплуатация на линии Москва — Южно-Сахалинск широкофюзеляжной техники большой вместимости делает актуальным использование сдвоенных телетрапов. Такая возможность будет реализована?
— Перед новым зданием аэровокзала запланированы три места стоянки для самых больших воздушных судов: Boeing 747, Boeing 777. Для их обслуживания предусмотрена подача сразу двух телетрапов. Если же стоянка занята двумя узкофюзеляжными самолётами размерностью до Airbus A321 включительно, свой телетрап будет подан к каждому из бортов.
Кроме того, один из телетрапов мы сможем использовать для обслуживания самолётов Dash 8-400, которые эксплуатирует авиакомпания «Аврора». Делать большее количество таких «низких» телетрапов мы не стали, поскольку не уверены в том, что авиакомпания будет активно использовать контактные стоянки. Сейчас перевозчик пользуется стоянками, которые закреплены за ним на постоянной основе. Но в любом случае у нас есть возможность продления посадочной галереи, и по мере роста пассажиропотока мы эту возможность реализуем. В случае, если такой способ посадки пассажиров в малые воздушные суда будет востребован, мы его масштабируем.
— Терминал — это не только оболочка для различных систем, это и место, где гости знакомятся с регионом. Чем он встретит пассажиров с точки зрения дизайнерских решений?
— Для того, чтобы гости региона захотели к тебе вернуться ещё раз, нужно вложить в проект душу. И сделать это на этапе проекта, чтобы форма, архитектурные решения, наполнение, то есть дизайн и технические решения, соответствовали духу аэровокзала, который мы создаём. Дизайн-проект — это ещё одна большая новелла, которая появилась за последнее время. На основании BIM-модели компания «Прогресстех» выполнила работу, которая нас полностью удовлетворяет. Предусмотрена инсталляция, создающая образ острова Сахалин и Курильских островов. На отдаленных панелях будут отражены образы Антона Павловича Чехова, именем которого назван наш аэропорт, героев-первопроходцев и вообще знаменитых людей, с которыми связана история Сахалина.
Так что наш терминал не только будет смотреться весьма выигрышно на фоне многочисленных безликих, малопривлекательных аэропортов, каких немало в Азии, но и не побледнеет в сравнении с флагманами. Рассчитываем, что то, что отрисовано в проекте, будет воплощено строителями в наилучшем качестве, и аэровокзал засверкает новыми красками.
— Изменение проектных решений требует согласования в Главгосэкспертизе. Когда ожидается заключение?
— Договор с Главгосэкспертизой подписан в середине ноября, весь поданный пакет документов прошёл входной контроль. Учитывая нормативные сроки, которые Главгосэкспертиза берёт на рассмотрение проекта, ожидаем выход из экспертизы в январе 2020 года.
— Один из ключевых вопросов в реализации столь масштабных проектов — синхронизация действий всех участников. Мы неоднократно видели примеры, когда новый терминал готов принять пассажиров, но не доделан перрон, не введён в эксплуатацию международный пункт пропуска. На ваш взгляд, здесь удастся избежать таких проблем?
— Буквально на днях завершился конкурс по выбору подрядчика строительства пассажирского перрона. Реализация проекта обустройства перрона разбита на три части. Первая, подготовительная, стартует ещё в текущем году. Это земляные работы: по подготовке траншей, прокладке линий связи и так далее. Их можно вести в зимний период. Укладка бетона начнётся следующим летом и завершится в IV квартале 2020 года, когда мы завершим техническую часть строительства нового терминала. На 2021 год останутся работы по оборудованию системы очистки стоков на площадке обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью. Таким образом, перрон и терминал будут готовы одновременно.
Что касается пункта пропуска, мы знаем, что наши коллеги испытывали такие сложности. В нашем случае мы видим, что организации, которые занимаются оборудованием пункта пропуска по контракту с госзаказчиком, сами поторапливают нас, они готовы идти вперёд с темпом выше, чем тот, с которым движется стройка. А поскольку у нас возник запас по времени почти на год, я надеюсь, что все работы по оснащению пункта пропуска, можно будет комфортно выполнить за летний период 2020 года. Что касается самих сотрудников госорганов, поверьте, перейти из старого здания в новое хотят все.
И вы не задали вопрос о плоскостной инфраструктуре, о взлётно-посадочной полосе. Скажу, что в настоящее время на самом высоком уровне одобрено принципиальное решение о строительстве новой ВПП. Первый участок старой полосы был построен в 1964 году, когда аэропорт принимал самолёты Ил-18. Их максимальная взлётная масса в разы меньше, чем у тех воздушных судов, которые эксплуатируются сегодня. Ремонтировать существующую ВПП нет никакого смысла, мы только лишь поддерживаем её состояние для безопасного выполнения полётов. А развитие мы связываем со строительством новой ИВПП, которая расположится в трёхстах метрах в западном направлении от существующей полосы. Базовые параметры определены: длина 3400 метров, ширина — 60 метров, светосигнальное и радиотехническое оборудование обеспечат посадки по категории IIIa ИКАО, что очень важно в сложных сахалинских климатических условиях. В туманы, в снегопады мы сможем обеспечить приём воздушных судов с минимальными ограничениями по погодным условиям.
Новая полоса, соответствующая III категории, — необходимое условие для привлечения на дозаправку воздушных судов, следующих над Сахалином с западного побережья США в Юго-Восточную Азию. Эта тема сейчас активно прорабатывается, и я рассчитываю, что в ближайшее время мы получим весомые результаты.
— Помимо удачного географического расположения и всепогодного аэродрома, чем бы вы могли привлечь грузоперевозчиков? Как будут развиваться мощности по обработке груза? Сможете ли вы предложить попутную загрузку?
— На всех крупных авиационных форумах мы общаемся с авиакомпаниями, выясняем их потребности. Все в один голос говорят о необходимости наличия современного грузового терминала и объясняют, какие именно услуги он должен оказывать. Чтобы не потерять темп в конкурентной гонке, мы планируем в течение 2020—2021 годов построить такой терминал со всем необходимым оснащением.
Что касается попутной загрузки, я напомню, что вокруг нас море, в котором много рыбы, водных биоресурсов. Есть серьёзные мощности, обеспечивающие добычу и переработку ресурсов. И рядом есть крупные потребители. Тот же Китай — бездонный рынок для всех возможных водных биоресурсов. Не хватает только логистической составляющей. Авиакомпании, в частности «Атран», готовы встроиться в эту цепочку.
— Параметры грузового терминала определены?
— Пока мы определили, что площадь терминала будет около 10 тыс. кв.м, в том числе первая очередь — 5 тыс. кв.м. Площадка для строительства выбрана, инвестор найден, поэтому в скором времени начнём реализацию проекта.
Конечно, продолжим обслуживать существующий грузопоток. Сейчас мы обрабатываем около 11 тыс. тонн грузов в год, но, в основном, это товары народного потребления, которые прибывают на остров в багажных отсеках обычных рейсовых пассажирских воздушных судов, преимущественно из Москвы. Сейчас исходящий грузопоток в 10 раз меньше входящего. Однако, строительство нового багажного терминала позволит увеличить поток грузов кратно увеличению его площадей.
— Международный транзит — отличная перспектива. Но если вернуться к заботам пассажиров, то им важнее местные транспортные связи, внутрирегиональные авиамаршруты...
— Решение о передаче сахалинских аэропортов в управление компании «Аэропорт Южно-Сахалинск» принято три года назад и сегодня оно успешно реализовано. Прошёл процесс реструктуризации, оптимизации структуры внутри аэропортов, которые были к нам присоединены. Высокие стандарты, которые приняты в нашем предприятии, распространены на все аэропорты Сахалина. Не забыты и люди, которые выразили желание продолжить работу, повышать безопасность и регулярность полётов. На них распространены все условия коллективного договора, которые действовали для работников головного предприятия.
Недавняя накрывшая Сахалин пурга, первая в этом зимнем сезоне, показала, что все сотрудники — на своих местах, выполняют обязанности, техника и необходимые ресурсы имеются. В результате мы можем констатировать, что костяк из шести аэропортов работает без сбоев, задача обеспечения транспортной доступности Сахалинской области и Курильских островов выполняется.
Кроме того, продолжается развитие авиационной инфраструктуры. Уже размещён конкурс на строительство посадочной площадки на Парамушире, самом северном из островов Курильской гряды. В настоящее время нами совместно с московским институтом «Аэропроект» прорабатывается вопрос по строительству аналогичной посадочной площадки на острове Шикотан.
— Возвращаясь к новому терминалу, пассажирам, которые вылетают местными рейсами, будут обеспечены комфортные условия трансфера?
— Проектировщики нового аэровокзала предусмотрели трансферный коридор минимальной протяжённости, чтобы пассажир, выйдя из самолёта, смог подняться на лифте или эскалаторе на этаж вверх и попасть в зону досмотра, а оттуда — в зал ожидания вылета. С учётом рассматриваемой сейчас инициативы об отмене предполётного досмотра трансферных пассажиров, мы не стали создавать дублирующие пункты досмотра.
— Транспортная доступность — это не только вопрос авиасообщения. Для жителей Южно-Сахалинска важна возможность добраться до аэропорта на автомобиле. Решения по конфигурации привокзальной площади уже приняты?
— Мы постоянно изучаем все новации, связанные с работой общественного транспорта, организацией движения на привокзальной площади, работой парковок. В ближайшее время рассчитываем выбрать компанию, которая займётся формированием парковочного пространства, организацией движения на привокзальной площади. Прежде всего, мы будем руководствоваться интересами пассажиров, необходимостью обеспечить комфортные условия для автомобилистов с учётом наших сложных климатических условий. В проект заложена прогрессивная схема движения по кольцу, против часовой стрелки. Приоритет отдан движению общественного транспорта, автобусы и такси будут въезжать под навес, где можно с комфортом осуществить высадку и посадку пассажиров.
Кроме того, готовим и вторую очередь строительства, предполагающую возведение многоярусной парковки, которая будет связана со зданием аэровокзала крытой галереей, чтобы люди, оставившие машину и улетевшие в командировку или отпуск, по возвращении могли спокойно сесть в автомобиль, а не раскапывать сугроб на открытой парковке. В решение данного вопроса активно вступает руководство Сахалинской области, реализующее подобные проекты по всему городу.
— В России строительство новых аэровокзальных комплексов повсеместно сопровождается существенным ростом тарифов и ставок сборов. У вас есть оценки, как будет меняться тарифная политика аэропорта в ближайшие годы?
— Сахалинская область — регион, который может себе позволить проект более социальной, нежели коммерческой направленности. Обновление аэропорта должно создать условия для повышения комфорта жизни сахалинцев, для привлечения в регион туристов, для развития транзита. Всё строительство ведётся на средства, внесённые Сахалинской областью в бюджет АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск». Это позволяет избежать значительного роста ставок сборов для авиакомпаний и пассажиров, не допустить их кратного повышения. Конечно, если будет принято решение о привлечении в проект каких-то коммерческих организаций, то, учитывая опыт других вновь построенных в России аэропортов — рост ставок неизбежен. Нам не хотелось бы допускать такого сценария. Сейчас Правительство Сахалинской области ищет возможности сохранения баланса, прорабатывает решения, которые не привели бы к росту затрат авиакомпаний и повысили бы привлекательность для новых авиаперевозчиков, в том числе иностранных, которых мы ждём в нашем аэропорту.
Источник: aviaport.ru