Первые два авиадвигателя ПД-14, предназначенные для лётных испытаний в составе силовой установки российского пассажирского самолёта МС-21-300, доставлены из «ОДК-Пермские моторы» («ОДК-ПМ») на Иркутский авиационный завод (ИАЗ) Корпорации «Иркут». Специалисты двух предприятий уже убедились в целостности консервационных чехлов после транспортировки и отключили вибрационные датчики. В ближайшее время планируется выполнить входной контроль и начать подготовку силовых установок к тестированию в составе воздушного судна. Ожидается, что цикл испытаний лайнера нового поколения с отечественными моторами начнётся уже в ближайшее время.
Как рассказали в пресс-службе «Объединенной двигателестроительной корпорации», на специальном автотрале двигатели преодолели почти 4 тыс. км от Перми до Иркутска. Моторы поступили на участок досборки (поддинга), где специалисты ИАЗ и «ОДК-ПМ» осмотрели наружные консервационные чехлы, а также проверили и отключили вибрационные датчики, фиксирующие возможные удары во время транспортировки. В дальнейшем будет выполнен входной контроль двигателей.
Напомним, работа по проектированию базового турбовентиляторного двигателя ПД-14 велась с 2008 года в широкой кооперации предприятий «Объединенной двигателестроительной корпорации» (разработчик — «ОДК-Авиадвигатель», изготовитель — «ОДК-Пермские моторы») и других российских промышленных организаций. В ходе разработки ПД-14 создано 16 критических технологий и около двух десятков новых материалов. Согласно заявлениям разработчика, по техническим характеристикам ПД-14 не уступает уже эксплуатируемым сегодня зарубежным аналогам, а по ряду параметров (по выбросам в атмосферу, шумам и так далее) превосходит некоторые из них. Тем не менее, трудиться над дальнейшим улучшением характеристик мотора разработчик будет ещё несколько лет: летом прошлого года «Авиадвигатель» направил в Росавиацию заявки на внесение одиннадцати основных изменений в ПД-14, эта работа должна полностью завершиться в 2021 году. Как уже писал «АвиаПорт», российский сертификат типа, подтвердивший готовность ПД-14 к продаже и эксплуатации на территории страны, получен в октябре 2018 года. Сейчас КБ ведёт работу по валидации сертификата типа ПД-14 Европейским агентством авиационной безопасности (EASA). К 2025 году завод «ОДК-ПМ» планирует выйти на полную мощность и выпускать до 50 моторов этого типа в год.
Самолёт МС-21-300, рассчитанный на перевозку от 163 до 211 пассажиров, создаётся в широкой кооперации ведущих предприятий «Объединенной авиастроительной корпорации» (разработчик лайнера и головной исполнитель программы — Корпорация «Иркут»). На данный момент «Иркут» продолжает испытания нового лайнера в целях получения как российского, так и европейского сертификатов типа. В конце декабря минувшего года на аэродроме ИАЗ состоялся первый полёт четвёртого опытного самолёта. Ещё три опытные машины проходят лётные испытания в подмосковном Жуковском. Все четыре МС-21-300 оснащены двигателями производства компании Pratt & Whitney (США). Пермские моторы будут установлены на пятый опытный экземпляр, сборка которого уже завершается на ИАЗ.
Ранее сообщалось, что цикл испытаний МС-21-300, оснащённого двигателями ПД-14, стартует в I квартале 2020 года. По информации пресс-службы ОДК, первый полёт «ожидается в установленные сроки». В корпорации рассказали, что к настоящему моменту сформирована бригада техников, в которую вошли специалисты «ОДК-ПМ» и «ОДК-Авиадвигатель». Они будут осуществлять техническое сопровождение силовых установок в ходе лётных и сертификационных испытаний. Для этого в «ОДК-ПМ» подготовили необходимые комплекты запасных частей ПД-14 и борт-чемоданы с инструментами. «Борт-чемоданы оснащены системой визуального контроля наличия инструмента, раскладка и идентификация выполнены на уровне лучших мировых практик, — дополнили в ОДК. — Всё это позволит выполнять работы по обслуживанию с минимальными потерями времени и поможет обеспечить проведение испытаний и дальнейшую эксплуатацию пермских двигателей на крыле МС-21».
В пресс-службе ОДК уточнили, что сначала ПД-14 установят на пилоны воздушного судна. После этого начнётся тестирование моторов в составе самолётных систем. Для определения показателей работы двигателей во время проведения лётных сертификационных испытаний самолёта будет установлен комплекс контрольно-измерительного оборудования. Затем специалисты планируют приступить к наземным и лётным заводским испытаниям с целью определения лётных и эксплуатационных характеристик самолёта в целом, а также проверки работоспособности его основных агрегатов.
В ноябре прошлого года руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александр Нерадько в интервью газете «Коммерсантъ» озвучивал, что ведомство планирует выдать российский сертификат на МС-21-300 до конца 2020 года. По словам главы Росавиации, плановые сроки по сертификации двигателя и самолёта в Европе — 2020 и 2021 годы.
Источник: aviaport.ru