Оборудованием для сбора данных для Единой биометрической системы оснащено менее 40% офисов кредитных организаций. При этом регулятор к отставанию от плана относится спокойно
Фото: Александр Щербак/ТАСС
Биометрию россиян собирают менее чем в 40% отделений банков, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на данные оператора системы — «Ростелекома». Из 30 тысяч банковских отделений по всей стране такое оборудование для сбора данных для Единой биометрической системы установлено лишь в 11 тысячах отделений. Притом по требованию Центробанка к 31 декабря прошлого года банки должны были обеспечить сбор биометрии в 100% отделений, работающих с розничными клиентами.
ВТБ исполнил требования регулятора. Об этом Business FM заявил управляющий директор департамента цифрового бизнеса ВТБ Григорий Сальников:
— Да, банк оснастил все свои отделения оборудованием в 2019 году. Более того, тогда же в каждом отделении провели как минимум одну успешную биометрическую регистрацию в Единой биометрической системе, чтобы подтвердить, что действительно все работает. Насколько известно, целью Центрального банка является популяризация биометрии среди населения страны, ее использование гражданами в повседневной жизни. Значит, сбор будет продолжаться дальше еще какое-то достаточно продолжительное время. Поэтому если представить себе, что популяризация Единой биометрической системы будет идти так же, как, например «Госуслуг», которые, на мой взгляд, в текущий момент самый успешный проект цифровой трансформации в госуправлении, то на это потребуется еще некоторое количество лет. Сейчас в «Госуслугах» 100 млн клиентов. Клиенты — это наши граждане, которые ей пользуются. Для этого потребовалось десять лет. Для того чтобы в такой же степени популяризировать ЕБС, очевидно, потребуется некоторое количество лет, а значит, все это время это оборудование будет применяться регулярно.
— То есть ЦБ ставит планы именно по оснащению отделений, а не по сбору данных?
— Да, именно так. На текущий момент стояла задача оснастить все отделения банка оборудованием и защитить каналы с собираемой биометрической информацией. Ровно эти задачи банк выполнил, никаких новых целей и планов на текущий момент не озвучивалось.
Регулятор спокойно относится к отставанию банков от графика оснащения отделений оборудованием для сбора биометрических данных, заявил представитель Банка России. На самом деле, банкам просто не хватило времени, чтобы исполнить требования регулятора. Комментирует директор департамента цифровой инфраструктуры Ctrl2GO Станислав Глазов:
Станислав Глазов директор департамента цифровой инфраструктуры Ctrl2GO «Регулятор выпустил свое указание о сборе в июле 2018 года, чтобы все было выполнено к 31 декабря 2019 года, то есть все банки должны обеспечить сбор данных в 100% отделений. Большинство банков имеют большое количество всевозможных процедур, к примеру, по выбору оборудования, регуляционно-технических мероприятий, все это делается на внутренних или на внешних площадках. Для этого необходимо время, начиная от составления технического задания и заканчивая самой процедурой выбора. От трех месяцев до полугода будет просто-напросто идти процедура выбора оборудования поставщика, интегратора. В связи с тем, что у нас страна большая, то не до всех этих отделений даже можно доехать. Кроме того, что оборудование должно туда доехать и интегрироваться, немаловажная проблема — это каналы связи. Биометрия — это тяжелые системы, большие потоки данных должны бродить по сети. Не все наши банки, особенно в глубинке, могут себе позволить стомегабитный поток. Вторая часть — это человеческий фактор. По указанию ЦБ там должно быть как минимум два человека. Не все банки, особенно, к примеру, очень мощно у нас развивается Почта банк, или тот же самый Сбербанк, имеют в своем филиале какого-нибудь Верхнеудинского отделения специалистов нужного уровня, вы просто их не сможете набрать. И откуда вы этих людей туда возьмете, чтобы они нажали вдвоем две кнопочки, это тоже вопрос, как же мы это сможем сделать?»
Единая биометрическая система заработала летом 2018 года. Зарегистрировавшись на портале «Госуслуги» и сдав свои данные (изображение лица и образец голоса) в отделении банка, клиент впоследствии может удаленно получать банковские услуги: открывать счета, получать кредиты и делать переводы. Пока лишь немногие банки оказывают услуги тем, кто обращается к ним через ЕБС. Но собирать биометрию по закону обязаны все кредитные организации.
Хотя крупнейшие банки объявили о подключении к ЕБС почти сразу после начала ее работы, Сбербанк не торопился начинать работу с системой, параллельно развивая свою собственную. Крупнейший банк страны подключился к системе лишь в декабре 2018 года, а его президент Герман Греф тогда рассказывал, что в системе Сбербанка содержатся миллионы биометрических образцов клиентов. В ЕБС на тот момент были данные лишь нескольких тысяч человек.
Источник: bfm.ru