Это данные Минфина, а по информации портала «Электронный бюджет», отставание от плана еще больше — примерно 190 млрд рублей
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
В бюджете по нацпроектам не освоено 150 млрд рублей — об этом говорится в отчете Минфина за прошлый год, сообщает РБК. По данным портала «Электронный бюджет», отставание от плана еще больше — около 190 млрд рублей. В отчете указано, что виной всему бюрократия и неготовность институтов власти. Всего на нацпроекты в 2019 году было выделено более 1,7 трлн рублей, больше 90% израсходовано.
Надо понимать, что на конец сентября было израсходовано только чуть больше половины предусмотренных в бюджете средств. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко тогда назвала это «полным безобразием». К декабрю было потрачено 73% выделенной суммы. Получается, в последние недели года было израсходовано около 300 млрд рублей.
На тот момент действующий первый вице-премьер Антон Силуанов заявил, что национальные проекты — это новый инструмент и надо было приспособиться, чтобы эффективно его применять. К концу года, по оценке Силуанова, «ситуация выправилась», и в целом запуск нацпроектов в прошедшем году состоялся.
Лучше всего, по данным Минфина, дела обстоят в проектах «Культура» и «Наука» — там освоено 99% выделенного бюджета, за ними идет «Здравоохранение» с показателем в 97%. Сильнее других от планов отстают программы «Цифровая экономика» и «Экология» — на них потрачено только 52% и 63% выделенных средств. Как указано в отчете, это связано с отсутствием инфраструктуры, технической составляющей и излишней бюрократией: прежде чем тратить деньги, в течение года нужно было ввести ряд новых законов.
Оставшиеся в бюджете средства переведут на следующий год, заявил Антон Силуанов. Как указано в базе сервиса «Электронный бюджет», за первые две недели 2020 года на нацпроекты уже потратили около 200 млрд рублей.
Отставание от плана обусловлено не только порой нереальными задачами, но и тем, как к их выполнению подходили власти, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
— Прежде всего дело в тех, кто отвечает за эту историю, кто как подходит к этому процессу. Понятно, что есть вопросы, связанные с объемом задач, которые решаются в рамках какого-то нацпроекта, потому что одно дело программа очистки рек или строительства канализации в сельской местности, где полная катастрофа, как в случае с экологией, либо какие-то более спокойные мелкие вещи. Но все равно принципиальный вопрос, как ответственные за то или иное направление подходят к этому решению. Потому что есть традиционный советский принцип: если есть средства и ресурсы, надо их расходовать. Плохой начальник тот, кто имеет остатки на конец года.
— После смены правительства темпы реализации изменятся?
— Сейчас, конечно, все полны загадочного оптимизма, все почему-то думают, что сейчас все будет совсем по-другому, придут какие-то загадочные титаны мысли и начнут все эти нацпроекты эффективно реализовывать. У меня несколько более аккуратное и скептическое отношение к этому, потому что сейчас все внимание президента будет сосредоточено на реализации политической реформы, то есть тех изменениях, которые он задумал, но о которых еще до конца нам не сказал. По большому счету задача правительства сделать так, чтобы он не отвлекался на всякую мелочовку, в том числе и на нацпроекты.
Отставание по расходам связано и с проблемами вертикали власти: регионам никто не объяснил, что с этими деньгами делать, говорит профессор Высшей школы экономики Иван Родионов.
Иван Родионов профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ «На местах к деньгам, которые тратятся по линии нацпроектов, относятся не то что более требовательно, а более аккуратно. И если местные власти видят, что результат это принесет не сейчас, а когда-то потом, и неопределенный, то тоже такого большого желания реализовывать это нет. Любые бюджетные деньги поступают исполнителям работы где-то в октябре-ноябре, а в декабре должен быть сдан результат. Помните, что по результатам первого квартала прошлого года Володин попытался в Думе устроить обсуждение: а где же результат? Да не могло его быть, деньги по нацпроектам поступили в сентябре, так устроена у нас бюджетная система».
Рассказывая о планах работы на посту премьер-министра, Михаил Мишустин назвал выполнение нацпроектов своим приоритетом. К тому же в наступившем году прежних отговорок у правительства не будет — период раскачки прошел относительно успешно, отмечает заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов.
— Сам принцип выделения средств на национальные проекты был определен, исходя из потолка бюджетных расходов. То есть правительство впервые пошло по пути, когда вначале были определены объемы расходов, а потом точно утверждены те мероприятия, которые должны быть реализованы. Поэтому, когда говорят о том, что что-то недофинансировано в рамках нацпроекта, автоматически возникает и вопрос: а выполнены ли в полной мере те мероприятия, которые были запланированы? Наверное, нет. Переговорный процесс или решение каких-либо формальных процедур оказалось слишком затянутым.
— Ваш прогноз на ближайший год — изменится ли ситуация или все-таки времени на раскачку нужно больше?
— Здесь будут действовать как факторы, ускоряющие этот процесс, так и тормозящие. К ускоряющим я отношу то, что отговорок, которые были у разных участников процесса в 2019 году, сейчас уже нет. Более того, мы впервые столкнулись с ситуацией, по крайней мере в новейшей истории, когда к началу финансового года все соглашения между федеральными органами власти и регионами были подписаны, или практически все. Такая практика встречается впервые. И в этой связи 2020 год формально полностью готов к тому, чтобы стать площадкой для полномасштабного развертывания национальных проектов. Но, с другой стороны, мы понимаем, что события, которые произошли в начале года, связаны со сменой федерального правительства, а также с необходимостью корректировки ряда направлений, которые были обозначены в послании президента и которые связаны как с необходимостью увеличения финансового обеспечения реализации этих мероприятий, так и повышенных их значений в части развития того же образования или системы здравоохранения в регионах. В этой связи мы ожидаем того, что придется пойти по пути корректировки уже принятых соглашений.
В начале недели в Счетной палате подвели итоги реального исполнения годового плана по нацпроектам. По данным СП, программы на 2019 год реализованы в среднем на 70%. Ведомство раскритиковало работу над программами в проекте «Малое и среднее предпринимательство»: все его мероприятия уже ранее проводились по другим госпрограммам и не привели к росту занятости. В 2019 году количество занятых в среднем и малом бизнесе вообще сократилось почти на полмиллиона человек.
Источник: bfm.ru