Ожидаемый весной закон об отмене банковских комиссий за платежи ЖКХ интересует людей намного больше голосования за конституционные поправки
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова
Не боясь ошибиться, готов предположить, что большинство россиян гораздо больше, чем поправки в конституцию (да хоть в Библию) или замена Медведева на Мишустина, волнует вопрос, сумеют ли граждане при новом правительстве хоть немного увеличить свои реальные доходы.
Обычно от российских премьер-министров остается одна фраза или вообще ничего. Правительство Виктора Черномырдина запомнилось фразой «Хотели как лучше, получилось как всегда». Правительство Дмитрия Медведева — «Денег нет, вы держитесь там». Сразу после назначения Михаила Мишустина в народе родилась шутка, что девиз нового премьера, учитывая его бэкграунд налоговика, — «Денег нет. А если найду?»
Парадокс в том, что человеку, который обеспечил увеличение собираемости налогов в стране в последние годы, существенно опережавшее рост экономики, теперь придется заниматься повышением доходов. Вообще главными критериями качества работы правительства в современном мире становятся увеличение доходов населения и средней продолжительности жизни, а вовсе не проценты роста ВВП или места в бизнес-рейтингах. И тем более не показатели роста собираемости налогов.
В стране, где и без того небогатое население беднело шесть лет подряд, нужно срочно менять именно этот тренд: люди (не крупные бизнесмены и чиновники, а обычные граждане) должны начать богатеть. Должны чувствовать, что у них становится реально больше финансовых возможностей улучшить качество своей жизни. Прежде всего, государство должно уменьшить количество нищих в стране.
От популярной и не слишком обременительной для бюджета идеи освободить от НДФЛ людей, имеющих доходы ниже официального прожиточного минимума (их в России миллионы), правительство отказалось. Вместо этого Мишустин на первых консультациях с фракциями Госдумы обещал адресную финансовую помощь беднейшим россиянам.
Насколько эта помощь сделает самых бедных богаче — большой вопрос. Пока объявленных новых мер адресной финансовой поддержки граждан явно недостаточно. В частности, новый материнский капитал на первого ребенка и увеличение на 150 тысяч рублей за второго повысит максимальный текущий размер маткапитала до 616 617 рублей. Тогда как средний первоначальный взнос по ипотечным кредитам в России, по оценкам банкиров, с которыми мне довелось недавно разговаривать на эту тему, превышает 800 тысяч рублей. Причем многие банки вообще отказываются принимать материнский капитал в качестве первоначального взноса на ипотеку. А именно собственное жилье — главная ценность для подавляющего большинства россиян и абсолютно недоступная роскошь для миллионов граждан.
Но один подарок малоимущим власть все-таки может сделать совсем скоро: еще до весны в Думу обещают внести уже одобренный Центробанком законопроект, запрещающий любые банковские комиссии за платежи ЖКХ. Сейчас банки берут от 0,5% до 2%, что делает и без того недешевые и ежегодно растущие в цене коммунальные услуги еще дороже.
Между тем чистая прибыль Сбербанка — главного проводника коммунальных платежей в России — за 2019 год по РСБУ составила 870,1 млрд рублей. При этом долг россиян по ЖКХ в течение 2018 года, по некоторым подсчетам, рос на 330 млн рублей ежедневно, а в 2019 году вплотную подошел к 600 млрд рублей. То есть весь постоянно растущий долг граждан за коммунальные услуги меньше прибыли Сбербанка. Нет сомнений в том, что от отмены комиссий банков за коммунальные платежи ни один банк не пострадает.
В общем, отнимать деньги у людей государство научилось эффективно. Теперь ему надо научиться как минимум не мешать (а лучше помогать) людям зарабатывать.
Источник: bfm.ru