АО "Пермский завод «Машиностроитель» готовится к серийному производству деталей авиационного двигателя ПД-14. Предприятие реализует проект строительства нового корпуса, где будут производиться реверсивные устройства, панели обшивки газогенератора и другие комплектующие мотора. Приступить к серийному выпуску деталей завод планирует уже в начале 2020 года, а на полную мощность — порядка 24 комплектов в год — рассчитывает выйти к 2024—2025 году.
В конце прошлой недели предприятие посетил губернатор Пермского края Максим Решетников, где ознакомился с ходом строительства новой производственной площадки. Генеральный директор АО "Пермский завод «Машиностроитель» Владимир Ломаев сообщил главе региона, что на данный момент на заводе завершено изготовление опытной партии реверсивного устройства и элементов ПД-14. «На этой площадке будет создана модель будущего крупносерийного производства по изготовлению изделий из композиционных материалов. На первом этаже будет механическое производство, через три месяца здесь разместят большие станки, люди будут обрабатывать изделия и выпускать продукт, — поделился В. Ломаев. — На втором этаже — так называемый чистый цех, где будут изготавливаться детали из композиционных материалов. Там будут созданы определённые условия, такие, например, как отсутствие пыли. Это требования, обеспечивающие качество узлов из композитов».
В пресс-службе губернатора и правительства Пермского края уточнили, что проект строительства нового корпуса реализуется при поддержке Фонда развития промышленности. Соответствующий договор целевого займа на сумму 377 млн рублей ФРП и «Машиностроитель» подписали на полях Международного авиационно-космического салона, прошедшего в подмосковном Жуковском с 27 августа по 1 сентября. «Это уже третий проект „Машиностроителя“, поддержанный ФРП. Всего с 2017 года предприятие привлекло почти 900 млн рублей на льготных условиях из федерального и регионального ФРП», — отметили в пресс-службе краевого правительства.
Напомним, работа по проектированию базового турбовентиляторного двигателя ПД-14 велась с 2008 года в широкой кооперации предприятий «Объединенной двигателестроительной корпорации» (разработчик — «ОДК-Авиадвигатель», изготовитель — «ОДК-Пермские моторы»). В кооперации также принимают участие другие промышленные предприятия РФ. В ходе создания двигателя создано 16 критических технологий и около двух десятков новых материалов. Разработчик заявляет, что по техническим характеристикам ПД-14 не уступает зарубежным аналогам, которые сейчас находятся в эксплуатации, а по ряду параметров (по выбросам в атмосферу, шумам и так далее) превосходит их. Российский сертификат типа на ПД-14 получен в октябре 2018 года. В настоящий момент продолжается работа по валидации сертификата Европейским агентством авиационной безопасности (EASA), которую планируется завершить в будущем году. К 2025 году завод «ОДК-ПМ» намерен выйти на полную мощность и выпускать до 50 двигателей ПД-14 в год.
Мотор будет устанавливаться на российский узкофюзеляжный среднемагистральный пассажирский самолёт нового поколения МС-21-300 (разработчик — ПАО «Корпорация» «Иркут»), испытания которого сейчас продолжаются в Жуковском в целях получения российского и европейского сертификатов типа. Все три воздушных судна, на которых выполняются сертификационные полёты, оснащены двигателями PW1400G производства компании Pratt & Whitney (США). Как ранее писал «АвиаПорт», ПД-14 пока проходит третий этап лётных испытаний, мотор установлен под крылом летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Совместные испытания самолёта и отечественного двигателя стартуют в начале 2020 года, ПД-14 установят на пятый по счёту МС-21-300. По заказу «Иркута» для этих испытаний уже собрали три мотора, но пока они остаются в Перми на ответственном хранении. В августе завод «ОДК-ПМ» приступил к сборке ещё двух ПД-14 для разработчика лайнера. В дальнейшем заказчикам МС-21-300 будут предлагаться оба варианта двигателей.
В пресс-службе губернатора и правительства Пермского края дополнили, что «Машиностроитель» должен приступить к серийному выпуску деталей ПД-14 в начале 2020 года. На полную мощность завод рассчитывает выйти максимум через пять лет. «Планируется, что в следующем году перспективный российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт МС-21 пройдёт сертификацию, а вместе с ним пройдут сертификацию и узлы для двигателя ПД-14, которые будут производиться на прикамском „Машиностроителе“. По данным предприятия, полная мощность производства к 2024—2025 годам составит порядка 24 комплектов в год, — говорится в сообщении пресс-службы. — Благодаря реализации этого проекта и после выхода на рынок самолётов МС-21 с двигательными установками ПД-14 Пермский завод „Машиностроитель“ намерен заместить импортные аналоги на 35%. Сейчас доля присутствия на отечественном рынке иностранных производителей составляет 90%».
Справка
АО "Пермский завод «Машиностроитель» — крупное специализированное машиностроительное предприятие. ПЗ «Машиностроитель» входит в ВПК «НПО машиностроения», в составе которого в 2012 году вошло в Корпорацию «Тактическое ракетное вооружение». Основные направления деятельности предприятия: разработка, производство, реализация и модернизация отечественной ракетно-космической техники, производство и утилизация ракетных и ракетно-космических комплексов, изготовление узлов для серийных и перспективных авиадвигателей, узлов и агрегатов для нужд газодобывающей и нефтяной промышленности, а также оборудования для атомных станций.
«Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию «Ростех») — интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одно из приоритетных направлений деятельности ОДК — реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.
Источник: aviaport.ru